«Игры, в которые играют»… сотрудники

В последнее время часто используется термин геймификация. Он обманчив. Не раз сталкивались с тем, что, не уточнив определение, можно запутаться в разговоре с собеседником. Давайте вместе поразмышляем о геймификации как технологии адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности сотрудников/участников в процесс.

Наша команда с 2015 года использует элементы геймификации в программах по трансформации поведенческих факторов риска заболеваний.

Зачем мы это делаем:

  • Это хороший способ вовлечения сотрудников в программы, требующие усилий в работе над собой
  • Геймификация помогает поддерживать интерес к процессу, когда он довольно длительный
  • Это возможность вводить «правила игры», которые воспринимаются именно как правила к исполнению
  • Геймификация позволяет быстро сплачивать в команды ранее незнакомых друг с другом сотрудников, помогаем взаимодействию в группе сотрудников, имеющих конфликт интересов в рабочем процессе.

Можно продолжить перечень. Но давайте поговорим о сложностях, с которыми можно столкнуться, поделимся отрицательным опытом и возможными решениями, которые показали свой результат.

1. Неукоснительность правил.

Может показаться, что если правила игровые, то они могут быть не строгими, можно к ним относиться проще. Не тут-то было! Взрослые играют очень серьезно. Мы уже поняли, если дать слабину и позволить на каком-то этапе смягчить, уточнить правила, процесс сразу приобретает неуправляемых характер. Открывается «ящик Пандоры». Итог – хотели как лучше, получили сразу два эффекта – одни радуются, другие негодуют. В итоге развития ноль, а процесс сразу значительно усложняется.

Наше решение:

Несовершенные, но чёткие правила на всём протяжении программы работают лучше, чем попытка их «докрутить» до, как некоторым кажется, лучшего состояния во время программы.

2. Игра – дело серьёзное.

Взрослые играют самозабвенно (мягко выражаясь). Компания, проводящая программу, заинтересована в эффективности программы, в увеличении вовлеченности, в формирование группа Лидеров изменений. Много положительных эмоций, измеримые показатели тут архи важны.

Как вам история, когда одна из сотрудниц компании, поняв, что проигрывает, собрала акцию протеста у дверей директора по персоналу с требованием считать ее результат от другой даты? Или устроенный скандал в дирекции по персоналу в связи с «неправильным» начислением баллов команде сотрудницей, которая, как оказалось, стала «чемпионкой» по накрученным лайкам (не поленилась ввести в игру аж 40 адресов ничего не подозревавших коллег). Или вот ещё наблюдение: когда начинаются ЗОЖ-реалити по здоровому питанию, наши диетологи стоят в очереди на команды из Сибири, а можно и еще восточнее. Знаете почему? Потому что, чем ближе к западным границам, тем больше заявок типа «рост 170, вес 51. Жить так больше не могу, надо срочно похудеть. Помогите!»

Наше решение:

Если компания приступает к работе по снижению разного рода зависимостей, например, в питании, курении, важно быть готовым к неосознанному сопротивлению. При этом оно бывает ярче там, где на старте могла проявиться выраженная заинтересованность, стремление более глубоко войти в процесс. В корпоративных программах не надо гнаться за быстрым и глубоким результатом. Важнее создать мотивацию, поддержать первые шаги, помочь в подборе персональных решений, опирающихся на образ жизни участника, сформировать поддерживающую среду для закрепления результата.

3. Автоматизация – наше всё?

Организаторы программ корпоративного благополучия автоматизируют процессы, позволяя вовлекать в программу широкие слои участников, разные регионы, решать задачи разной сложности. Мы получаем высокий уровень вовлечённости, а вместе с ним «творческие» решения в борьбе за победу. В нашей практике уже были:

  • Шагомеры, привязанные к собаке.
  • «Мёртвые души» болельщиков за команду.
  • Накрутка лайков и многое другое.

Наше решение:

Показать участникам, что мы видим нарушения, но не вступать с нарушителями в соревнование «поймал/не поймал». Важно сконцентрировать своё внимание и внимание участников на пользе для здоровья, которую получит тот, кто реально участвует в программе.